Щучин – город авиаторов

Щучин – город авиаторов

Крылатая визитная карточка Щучина - МиГ - 19

Когда-то, не так уж и давно, Щучин был большой и, главное, дей­с­т­ву­ю­щей базой Военно-воз­душ­ных сил. Гул ав­иац­ион­ных двигателей не утихал ни днем, ни ночью. Самолеты ле­тали и летали. Каждый ма­ль­ч­и­ш­ка в городе хотел быть то­ль­ко летчиком. В детстве я жил в 200-х метрах от аэ­род­ро­ма, и летом с товарищами по­дол­гу сидел на ангаре, наб­лю­дая взлеты и посадки са­мо­ле­тов. И, конечно же, мечтал об ав­иации. Ну, а что уж говорить о парадах: как незабываемы они были! Вид марширующих строй­ных офицеров в синей фор­ме, звенящих медалями, вы­зы­вал удивительное чувство гор­дости за великую страну.

Но, к сожалению, военного аэ­род­ро­ма уже нет, его территория и со­о­ру­жен­ия используются сугубо в граж­данских целях. Чтобы хоть как-то сохранить память о славном ав­иац­ион­ном прошлом города, око­ло 7 лет назад я создал интер­нет-сайт под названием «Щучин – го­род авиаторов». На этом сайте при активной помощи ветеранов щуч­и­н­с­ко­го гарнизона я по круп­и­цам восстанавливаю историю аэ­род­ро­ма и воинских частей в раз­ное время здесь дис­лоц­и­ро­вав­ш­и­х­ся. К сожалению, часть архивных истор­и­ческих материалов по-преж­не­му засекречена…

И хотя уже выросло поколение, ко­то­рое никогда не видело боевого са­мо­ле­та над городом, в этот День ВВС в Щучине по-прежнему можно ув­и­деть военнослужащих в па­рад­ной форме. К сожалению, нем­ног­ие знают, какую важную роль играл аэ­род­ром, и что здесь в свое вре­мя летали самые современные са­мо­ле­ты. День ВВС – это отличный по­вод, чтобы хоть кратко вспомнить основные этапы истории нашего аэродрома.

История щучинского аэродрома на­ча­лась в 1940 году. После вхож­ден­ия Западной Белоруссии в сос­тав СССР командование ВВС Крас­ной Армии пришло к выводу, что уже существующая система аэ­род­ро­мов явно недостаточна для пот­реб­нос­тей большой страны. Пос­та­нов­лен­ием Комитета обо­ро­ны в марте 1940 года был принят план строительства новых аэ­род­ро­мов. Среди выбранных пло­ща­док оказался и Щучин. Вскоре сю­да прибыла 4-я корпусная ав­иац­ион­ная эскадрилья, имевшая на во­о­ру­жении бипланы Р-5 и У-2. Так­же в Щучине началось фор­м­и­ро­ван­ие 190-го штурмового ав­иа­пол­ка. Его предполагалось во­о­ружить новейшими брон­и­ро­ван­ными штурмовиками Ил-2 (в годы вой­ны немцы называли их «черная смерть»).

Весной 1941 года на аэродроме на­ча­лось строительство бетонной взлет­но-посадочной полосы. Од­на­ко всем задумкам помешала вой­на… Утром 22 июня штурмовым уда­ром с воздуха самолеты 4-й эс­кадрильи были уничтожены. Лич­ный состав эскадрильи и полка убыли на восток. После освобождения Щучина осе­нью 1944-го город вновь стал ав­иац­ион­ным. Сюда прибыл 28-й гвар­дейский авиационный полк да­ль­не­го действия. На своих могучих бом­бар­д­и­ров­щ­и­ках Ил-4 летчики по ночам бомбили стратегические об­ъек­ты противника в Прибалтике и Восточной Пруссии. Специально для этого полка на аэродроме бы­ла уложена металлическая взлет­но-посадочная полоса. Фронт быс­т­ро продвигался на запад, и вес­ной 1945 г. 28-й гвардейский ав­иа­полк перелетел на территорию Польши откуда совершал налеты на Берлин.
После окончания Великой Оте­чес­т­вен­ной войны в Щучин прибыл 790-й истребительный полк вместе с управлением 129-й ист­реб­и­те­ль­ной дивизии. Полк летал на зна­мен­и­тых Ла-5. В 1952 году 129-я див­и­з­ия вместе с 790-м ист­реб­и­те­ль­ным полком убыли в Московский ок­руг ПВО. Кстати, 790-й до сих пор существует и летает на тя­же­лых перехватчиках МиГ-31!

В 1954 году началась ре­ак­т­и­в­ная эра щучинского аэродрома – сю­да прибыла 157-я бом­бар­д­и­ро­воч­ная авиадивизия в составе двух полков на реактивных бом­бар­д­и­ров­щ­и­ках Ил-28. Часть са­мо­ле­тов была оснащена специа­ль­ным оборудованием. Эти са­мо­ле­ты являлись носителями ядерного оруж­ия. Специально для ре­ак­т­и­в­ных бомбардировщиков в 1956 го­ду в Щучине была построена бе­тон­ная взлетно-посадочная по­ло­са.

В ходе инициированного Н.С. Хру­ще­вым массового сокращения ав­иации – он видел будущее то­ль­ко в ракетах – в 1961 году 157-я див­и­з­ия и ее полки были рас­фор­м­и­ро­ва­ны. Но аэродромов с бе­тон­ной полосой в Белоруссии было тог­да немного, поэтому ав­иац­ион­ная история Щучина тогда не за­кон­ч­и­лась. В 1961 году к нам при­были прославленные 10-й от­де­ль­ный разведывательный Московско-Кен­и­г­с­бергский Краснознаменный ор­де­на Суворова III-й степени и 979-й истребительный Вол­ко­высский Краснознаменный ордена Су­во­ро­ва III-й степени полки. Го­дом позже в Щучине разместилось уп­рав­лен­ие 95-й истребительной дивизии, под штаб которой было от­да­но здание Коллегиума Ордена пиа­ров возле костела. Оба полка ле­тали на современной по тем вре­ме­нам технике: истребители на МиГ-19 – первых в мире свер­х­з­ву­ко­вых боевых самолетах, а раз­ведчики – на МиГ-15Р и раз­ве­ды­ва­те­ль­ной модификации все тех же Ил-28. Аэродром жил пол­но­цен­ной жизнью, полки попеременно ле­тали, не мешая друг другу. Соз­да­ва­лась мощная инфраструктура, аэ­род­ром оснащался не­об­ход­и­мым оборудованием, фор­м­и­ро­вались части наземного обес­пе­чен­ия. Принимая во внимание опыт арабо-израильских войн, во вто­рой половине 1960-х для са­мо­ле­тов были созданы сначала ка­пон­и­ры (обвалования из земли), а чуть позже для самолетов ист­реб­и­те­ль­но­го полка были построены же­ле­зо­бе­тон­ные арочные укрытия, т.н. ангары. В 1969 году в Щучин при­был 36-й буксировочный ав­иа­от­ряд на самолетах Ил-28, ос­нов­ной задачей которого была бук­с­и­ров­ка мишеней для тренировок ист­реб­и­те­лей и расчетов войск ПВО.

В 70-х годах прошлого столетия щуч­и­н­с­к­ие полки получили ка­чес­т­венно новую технику: 979-й полк ос­воил истребители третьего по­ко­лен­ия с изменяемой геометрией кры­ла МиГ-23С и МиГ-23МЛ. 10-й раз­вед­полк после Як-28Р получил ско­рос­т­ные высотные самолеты МиГ-25РБ разных модификаций. Ос­нов­ным местом полетов для МиГ-25 была стратосфера на вы­со­те более 20 км, откуда видна уже кривизна земной поверхности. В 1977 году аэродром закрывается на ремонт: был положен второй слой бетонных плит, взлетно-по­са­доч­ная полоса – удлинена, и щучинский аэродром стал аэ­род­ро­мом 1-го класса, способным при­н­и­мать любые самолеты.

В 1980-х частыми гостями Щуч­и­на стали эскадрильи МиГ-25 из со­ветских разведывательных полков в Германии и Польше. Своих пол­и­го­нов для бомбометания там не бы­ло, поэтому эскадрильи при­ле­тали в Щучин и уже отсюда летали на выполнение поставленных за­дач. В 1985 году в связи со снят­ием с вооружения самолетов Ил-28 36-й буксировочный отряд был рас­фор­м­и­ро­ван. В 1986г. в сос­та­ве 10-го разведполка была соз­да­на эскадрилья самолетов МиГ-25БМ – уникальных ав­иа­ком­п­лек­сов, предназначенных для про­ры­ва противовоздушной обороны прот­и­в­н­и­ка.

В ходе перестройки началось оче­ред­ное массовое сокращение во­о­ру­жен­ных сил. В Щучине сна­ча­ла были расформированы 95-я а

в­иад­и­в­и­з­ия и 979-й истребительный полк. Вместо истребителей из Польши прибыл 151-й полк рад­ио­э­лек­т­рон­ной борьбы, на Як-28ПП, к ко­то­ром вскоре добавились две эс­кадрильи уникальных МиГ-25БМ. Но и этот полк вскоре был рас­фор­м­и­ро­ван. Такая же участь ждала 10-й разведполк, хотя в 1990 году он успел перевооружиться на но­вые самолеты Су-24МР.

Но на наш аэродром постоянно при­ле­тали самолеты – здесь рас­по­ла­га­лась авиаремонтная мас­тер­с­кая, проводящая рег­ла­мен­т­ные работы на штурмовиках Су-25. В 2003 году и она покинула Щучин. Аэ­род­ром еще некоторое время счи­тал­ся запасным, но вскоре был зак­рыт. Сегодня от щучинской ав­иации в городе остались два са­мо­ле­та-памятника, да еще несколько са­мо­ле­тов в музеях…

 

 

 

 

 

 

 

 

Казалось бы, авиация в Щучине ос­та­нет­ся только в воспоминаниях, но недавно часть давно уже за­рос­шей взлетно-посадочной полосы, пос­т­ро­ен­ной в далеком 1956 году, бы­ла очищена и приведена в ра­бо­чее состояние. Инициаторами возрождения аэродрома стали бывшие военные летчики и любители авиации. Здесь действует клуб любителей авиации, работают сразу две школы по подготовке пилотов (http://shkola-pilotov.by) – для юных покорителей неба и взрослых, желающих осуществить свою мечту. А это значит, что после дли­те­ль­но­го перерыва Щучин вновь стал тем, чем был всегда, – го­ро­дом авиаторов.

 

 

Андрей ВАСИЛЬЧИК,
житель Щучина.

фото: Гурова Т, Зубрицкая Н, Качук Т

Комментирование закрыто.